Семейные ценности
Выступление Диди Сантош, директора Санкт-Петербургского Центра
Брахма Кумарис, на XIV международной конференции «Ребёнок в современном мире»
(«Образование и детство»)
Санкт-Петербург, апрель 2007 г.
Диди Сантош с профессором К. В. Султановым,
сопредседателем, директором конференции.
В диалоге на конференции принимают участие ведущие российские и зарубежные философы, педагоги, психологи, политические и общественные деятели, деятели искусства и культуры.
Санкт-Петербургский Центр Брахма Кумарис принимает участие в этой конференции второй раз.
Сбалансированный подход
Действительно ли то образование, которое предлагают сегодня учебные заведения, является полноценным? Бесспорно, одна из задач системы образования – это воспроизводить необходимые в обществе структуры: сегодня, как и всегда, нам нужны врачи, нужны архитекторы, юристы и менеджеры. Но наряду с образованием интеллектуальным, с образованием для головы, существует и образование для сердца. И если нарушен баланс этих видов образования, появляется опасность того, что в нашей семье, на рабочем месте, в социуме перестанут появляться настоящие личности, обладающие устойчивыми жизненными ценностями.
Человек может получить превосходное академическое образование, иметь учёные степени и при этом, в отсутствие таких ценностей, как любовь, милосердие, терпение, сотрудничество, он не будет испытывать ни малейшей симпатии к своему ближнему. А к чему нам такая «ходячая энциклопедия»? Большую ли пользу обществу принесёт «узкий» специалист, который не умеет общаться с членами семьи и коллегами по работе, не наделён чувством долга и гражданской ответственности?
Все говорят, что маленький ребёнок быстро всё впитывает, вбирает в себя. В таком случае, почему же нам не удаётся обучить ребёнка или подростка тем ценностям, которые, как мы знаем, будут необходимы ему на жизненном пути?
Образец для подражания
Здесь уместно обратить внимание не только на сам учебный процесс, но и на тех, кто его осуществляет, то есть на учителей как на пример для подражания.
Один из выступавших сегодня очень тепло отзывался о своей школьной учительнице именно потому, что она стала для него образцом для подражания, примером самопожертвования и любви. Она не считала деньги – сколько ей должны заплатить за «внеклассную» работу с учениками. А мы сейчас слишком много считаем…
Собственно, сегодня мы в значительной степени продолжаем ценить то, что ценили и в прошлом. Ни у кого из современных людей не возникает аллергии на любовь, уважение или симпатию. Вряд ли можно говорить о том, что сейчас существенно изменилась ценностная ориентация.
Но что же произошло?
Знание и мудрость
Наверное, мы сами, педагоги, даже понимая важность определённых ценностей, утратили силу для того, чтобы постоянно оставаться носителями этих качеств в своей профессиональной и повседневной жизни.
Ценности и сила соотносятся так же, как знание и мудрость. Знание – это потенциальная возможность, это информация, а мудрость – это способность применить знание на деле и получить желаемые плоды. Проблема в том, что мы очень многое знаем, но не в состоянии делать то, что знаем.
Мудрость является пищей для души, и её не передать из уст в уши. Можно ли при помощи слов научить любви, толерантности или чуткости? Можно ли научиться этим ценностям, листая страницы книг? Нет.
Передать ученику свою мудрость педагог может, только создав для этого соответствующую среду.
Педагог должен жить этими качествами, дышать ими и таким образом создавать вокруг себя, в учебном заведении (и не только в нём!) определённую атмосферу.
Древняя духовная мудрость говорит нам о том, что наше изначальное ядро, сердцевина каждой души, – это добро. Нам просто нужно постоянно поливать это семечко добра.
Водой для такого полива становится та самая среда, атмосфера, о которой мы сейчас говорим. Педагог должен вести себя как фермер, который не просто сажает семена, но поливает растущие всходы, оберегает их от птиц, не даёт сорнякам заглушить их.
Следовательно, сегодня необходимо думать не только о неких новых формах образовательного процесса, но прежде всего о подготовке самих педагогов. Нравственное воспитание, которое поможет ребёнку, подростку, молодому человеку узнать самого себя и реализовать свой позитивный потенциал, возможно осуществлять только через достойные образцы для подражания. Эффективным воспитанием подрастающего поколения могут заниматься лишь такие личности, которые сами стали воплощением этих жизненных ценностей и сил.
Мы – дети Солнца!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, что внутри у каждого из нас живёт... солнышко? Его лучи – это Любовь и Покой, Счастье и Доброта, Уважение и Сотрудничество. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, что эти лучи обладают волшебной силой? Если мы каждое утро включаем своё внутреннее солнышко, подобно тому как зажигают свет в комнате, мы сможем сделать уйму добрых дел: рассмешить царевну Несмеяну, растопить сердце Злючки-Колючки, вдохновить Грязнулю схватиться за мыло и мочалку.…И ЕСЛИ вы этого не знаете, значит, ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ ВООБЩЕ НИЧЕГО).

Уроки Солнцеведения
в Санкт-Петербургском Центре Брахма Кумарис
1 июня 2008 г.
Ежегодный детский праздник "Вы – картина завтрашнего дня",
посвящённый Международному дню защиты детей, – это…

Остров Любви
По материалам общественной программы «Мир дому твоему»,
проводившейся в г. Гатчине по приглашению администрации города
в рамках Года семьи, апрель 2008 г.
Почётные гости программы: Евгений Веселовский, заместитель главы администрации г. Гатчины, и Б. К. Сантош, директор Санкт-Петербургского Центра Брахма Кумарис
После программы: разговор по душам продолжается…
Современное общество — как зеркало. И отражает оно, прежде всего, состояние семьи. Если мы хотим перемен к лучшему, путь начинается не с улиц, а с дома. Именно эта мысль стала лейтмотивом искреннего разговора о семейных ценностях, который прошёл 23 апреля в Гатчинском доме молодёжи.
«Нам надо любить!» — так начал своё выступление Евгений Веселовский, первый заместитель главы администрации г. Гатчины. — Древние говорили об этом тысячи лет назад, но и сегодня эти слова звучат как зов к действию. Пьянство, насилие, отчуждение — многие беды нашего времени рождаются там, где не хватает семейного тепла, заботы, уюта. Именно поэтому Год семьи — не просто формальность, а реальная необходимость. Встреча прошла при поддержке администрации г. Гатчины и «Санкт-Петербургского Центра Брахма Кумарис».
Б. К. Сантош, директор Центра, представила участникам тренинг «Счастливая семья» — программу, разработанную Женским крылом Брахма Кумарис и уже много лет помогающую тысячам петербуржцев укреплять отношения.
«В мире нет человека, который не был бы членом семьи, — сказала она. — У каждого из нас есть права — и обязанности. Но как часто мы чувствуем: что-то не так? Мы не можем ни отдать, ни принять. Почему? И что с этим делать? Именно этому и учит наш тренинг».
Создание гармоничной семьи, по мнению авторов программы, опирается на четыре опоры:
Слово "глобализация" действительно становится глобальным!
Его используют уже не только в контексте рынков, технологий и международных отношений. Очередное подтверждение тому – ежегодная конференция "Ребёнок в современном мире", одно из самых заметных событий в научной и общественной жизни Санкт-Петербурга. Буквально каждый третий из докладов на пленарных заседаниях этого форума был посвящён вопросам глобализации. Проблему судьбы человека и общества в глобализирующемся мире обсуждали политики и учёные, педагоги и деятели культуры.
Глобализация: этично или неэтично?
Из доклада Диди Сантош,
директора Санкт-Петербургского Центра Брахма Кумарис,
на XV международной конференции "Ребёнок в современном мире"
Санкт-Петербург, апрель 2008 г.


ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
научно-практической конференции "Женщина и семейные ценности"
Санкт-Петербург, 16-17 ноября 2007 г.
Организаторы:
факультет культуры семьи и детства
Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств;
региональная культурно-просветительская общественная организация
"Санкт-Петербургский Центр Брахма Кумарис"
Мы, участники научно-практической конференции "Женщина и семейные ценности": педагоги, психологи, врачи, социальные работники, руководители высших и средних учебных заведений, общественных организаций, центров социальной защиты, учреждений культуры и искусства, журналисты,
отмечаем, что:
нравственные ценности пронизывают собой всю духовную культуру общества, они отражаются в мировоззренческих и философских концепциях, преломляются в произведениях искусства, провозглашаются в процессе воспитания подрастающего поколения, закрепляются в образе мыслей и переживаниях людей. Важнейшее место среди нравственных ценностей занимают ценности семейные.
Мы сознаём,
что современная жизнь создаёт для семьи, и особенно для женщины-матери, ситуацию конфликта. Женщине приходится решать нелёгкие вопросы: предпочесть ли ей роль матери, хранительницы домашнего очага, или строить карьеру, стремясь реализовать себя в социуме? Как сделать всё возможное для своих детей, не ущемляя при этом собственных интересов? Как играть роль матери в условиях, когда государство не готово гарантировать ей и её детям безопасность, благополучие и уверенность в завтрашнем дне?
Мы убеждены,
что решение вопросов, связанных с охраной материнства и детства, возможно лишь в том случае, если мы будем принимать в расчёт духовно-нравственную составляющую укрепления института семьи.