Человечество нуждается в знании, которое было бы поддержано и усилено наукой, религией, философией и здравым смыслом. Оно нуждается в таком знании, которое удовлетворительно ответило бы на вопросы о физическом мире и о духовной реальности. Оно нуждается в чем-то, что включает в себя науку, религию и философию как неделимое целое.

НАУКА

Предметом науки является изучение природы реальности  в физическом аспекте. Все научные исследования имеют целью открытие неких секретов, стоящих за силами и явлениями природы, и понимание законов, по которым они действуют. Научное знание – это такое знание, которое может быть продемонстрировано на практике или исследовано экспериментально,  может быть получено с помощью методических наблюдений, математических вычислений или доказано на основе открытых законов природы.      

Но из-за ограниченности рамок и методов исследования  наука не исследовала природу мысли и сознания, которые являются важнейшей реальностью. И хотя наука снабдила человека большим объемом знаний о материальном мире и дала ему в руки большую силу над материей и контроль над силами природы, для того чтобы он мог жить легко и с комфортом,  однако за несколько последних десятилетий она не сделала ничего, чтобы дать ему хотя бы косвенные средства познания  природы сознательного существа, для которого все это предназначено. Таким образом, важная часть реальности осталась не объясненной наукой, и поэтому человек не смог получить полной, целостной картины окружающей действительности.      

Более того, хотя наука и объясняет, каким образом происходят определенные воздействия, реакции или процессы, она не объясняет, почему существуют вещи и для кого они существуют. Она объясняет анатомию, физиологию и химию тела и мозга и физические силы действия и взаимодействия внутри них, и это проливает свет на процессы репликации и репродукции и генетику наследования, но она не объясняет, для кого это работает и в чем значение и смысл жизни.       

Мы обнаруживаем, что хотя предметом науки было разрешить загадку жизни и космоса, она оказалась неспособной разрешить ни одну из них. Некоторые мыслители считают, что наука подняла вопросов больше, чем решила, и что она создала много гигантских проблем, хотя и предложила временные средства для решения каких-то из них. И не только это осталось  до конца нерешенным: она оставила почти полностью нетронутой область собственной природы человека – природы человеческого ума и то, как он работает.

Мы также обнаруживаем, что хотя научные исследования имеют целью  повысить уровень жизни, сделать жизнь человека счастливой, все же прикладное использование научного знания, процесс индустриализации  привели к росту числа жителей в городах,  загрязнению окружающей среды - воздуха, воды и атмосферы. Это нарушило равновесие экологической системы и привело к резкому росту расходования  сырья и энергии невозобновляемых источников. Но что хуже всего – это толкнуло мир от века меча и стрел к веку атомных бомб и звездных войн.            

Эти результаты науки, однако, приписываются недальновидным политическим лидерам, которые принимают политические решения относительно использования науки и техники для достижения определенных национальных  целей и выделяют необходимые фонды и средства для исследований и производства. Но хотя говорится, что  ученые не могут делать свой собственный нравственный выбор, фактически это показывает, что люди,  политики или ученые, пренебрегли этическим  и духовным аспектами своих научных открытий.    

И хотя наука снабдила человека бесценной информацией по генетике, микробиологии и медицине, электронике, оптике, аэронавтике, коммуникационным и компьютерным технологиям и научила его аналитическому и объективному методу мышления, но  при отсутствии сильных моральных принципов и духовной мудрости произошла быстрая деградация человека и потеря им характера. Более того, наука не дала никакого стоящего, настоящего и надежного решения человеческих социальных, культурных, политических, экономических и эмоциональных проблем, т.к. это находится вне зоны ее исследований.            

РОЛЬ РЕЛИГИИ      

Все религии объясняют человеку его истинную сущность, которая отлична от его физической формы. Цель религий - снабдить человека кодексом поведения, чтобы он не совершал таких действий, которые могли бы привести его и других к страданиям. Религия объясняет человеку его отношения с другими людьми и с Богом (если  есть вера в Него). Она объясняет смысл жизни и вдохновляет на решение благородных задач, проливает свет на то, как добиться решения этих задач. С этой целью ему внушается определенное понимание мира и предписывается проведение определенных практик, для того чтобы  осознать самого себя, установить  связь с Богом и иметь покой ума.      

Некоторые религии не одобряли и не одобряют многих открытий науки. В прошлом священники ряда   религий осуждали некоторых ученых и объявляли их еретиками. В свою очередь, некоторые ученые  осуждают отдельные религиозные положения, считая их  слепой верой, а  религиозную веру в Бога рассматривают  как часть человеческого воображения или проявление атавизма,  которое характеризуется подозрительностью  и страхом. Но  ситуация, похоже, изменилась. Сейчас последователи различных религий принимают многие новые научные концепции за истину. Они также признают науку полезной и открыто восхищаются достижениями науки и техники и тем благом, которые они принесли человечеству. Некоторые религиозные лидеры и писатели даже используют научные концепции для подтверждения своих религиозных убеждений и предпринимают шаги к тому, чтобы доказать свою идеологию как научную или идущую в ногу с научными открытиями. Некоторые ученые также делали попытки показать, что научные открытия имеют свои параллели с религией.  Таким образом, состоялась новая помолвка науки и религии. Но даже сейчас их области исследований и методология сильно различаются, и по многим вопросам имеются огромные расхождения.      

Из истории известно, что именно религия была причиной многих войн. Насилие и кровопролитие в течение многих веков происходили из-за религиозного фанатизма и нетерпимости. И поэтому многие люди говорят, что религия не только не приблизила человека к его цели, но, наоборот, она разделила человечество на антагонистические сообщества, которые в любой момент готовы начать сражение по малейшему поводу. Верующие часто говорят, что истинная религия не сеет вражду и ненависть, но тогда встает вопрос: а где существует такая истинная религия?      

Религия отлична от философии и теологии, т.к. ее доктрины и положения не были получены на основании логических заключений или философских размышлений, но главным образом  основаны на религиозном и мистическом опыте или явлениях.      

Заявленной целью религии является принесение покоя и блаженства беспокойным душам. Она несет человечеству послание для его жизни здесь и в потустороннем мире. Каждая религия дает определенный взгляд на мир, а также обещает освобождение от страданий и лучшее существование в загробном мире, если последователи с верой соблюдают все предписания.      

Но на практике мы обнаруживаем, что было много гонений и преследований последователями одной веры, или религии на людей, которые следуют другой вере, или религии. Мы также наблюдаем, что хотя  заявленные цели всех религий благородные и возвышенные, но все религии, вместе взятые, не смогли улучшить моральный облик человечества и сделать мир лучшим местом для проживания. Религия, которая должна была стать объединяющей силой, фактически разделила человечество на различные сообщества. По логике все религии должны  вдохновлять большинство человечества встать на путь любви, покоя,  благородства и единства. Но вместо этого религия сама быстро деградировала и потеряла свою суть. Она стала неспособной поднять сознание человека до уровня духовного сознания, вместо этого религиозная нетерпимость вызвала еще больше нетерпимости и беспокойства в обществе.      

Но нельзя отрицать того факта, что религия принесла некоторое облегчение тем, кто следовал ей с верой. Все религии призывают  своих последователей соблюдать этический кодекс поведения, это привлекло внимание отдельных душ и изменило их в лучшую сторону. Они также давали покой своим верным последователям во время больших потрясений и напряжения. И, наконец, они постоянно призывали  человека стать лучшей и возвышенной душой.      

Но заинтересованные лица в своих корыстных целях использовали религию для манипулирования людьми и для нападок на другие части  общества ради расширения сферы своего влияния.  Некоторые мыслители утверждают, что религия посеяла      слепую веру, ритуалы и подозрительность. Они также утверждают, что религия стала препятствием на пути исследований.      

Поэтому наука и религия (а также и философия) не смогли ни  дать удовлетворительные ответы на многие вопросы, ни избавить человечество от нищеты и страданий. Наоборот, проблем в этом мире стало еще больше. Мы не утверждаем, что в этом повинны наука, религия и философия, однако это доказывает, что мы упустили какую-то важную    деталь  в нашем понимании действительности и чего-то недостает в нашем образе жизни.            

ДУХОВНОСТЬ

Человечество нуждается в знании, которое было бы поддержано и усилено наукой, религией, философией и здравым смыслом. Оно нуждается в таком знании, которое удовлетворительно ответило бы на вопросы о физическом мире и о духовной реальности. Оно нуждается в чем-то, что включает в себя науку, религию и философию как неделимое целое. Это что-то должно давать цель и смысл жизни, вдохновлять людей на более высокие и благородные действия, должно привести к единству, а не к разобщенности, и должно принести покой и умиротворенность страдающему человечеству. Его концепции или фактические знания должны давать целостное и  приемлемое  видение мира  и быть основаны  на логическом и рациональном мышлении, а утверждаемые им добродетели должны носить универсальный характер, не ограниченный какой-либо территорией или сообществом.

Оно должно быть прагматическим, но в то же время  иметь идеалистический подход. Оно должно быть научным, но содержать в себе элемент веры, а также   иметь трансцендентальный источник происхождения. Оно должно явиться из откровений, но при этом быть настолько логичным,  чтобы оно могло опираться на научные и философские методы исследования. Это знание должно объединить  различные отрасли познания - такие как история, география, философия, наука о здоровье, психология, этика, социальные науки и т.д.,- в единое целое и указать практические пути его использования. Оно должно дать всестороннее и ясное видение мира, которое вдохновило бы человечество и объединило его на более высоком уровне сознания  и в образе жизни, характеризующемся  любовью, добротой, мягкостью, сотрудничеством, гуманизмом, этическими ценностями. Оно должно быть  соединением знания о  земной  и трансцендентальной реальности.      

Этому знанию  надо дать такую интерпретацию, основанную на истории, которая могла бы, с одной стороны, установить причины падения цивилизаций, а с другой - обеспечить руководство для построения лучшего мира. Оно должно содержать рационализм науки, веру религии и интегрированное видение мира философией и здравым смыслом. Это "что-то", которое содержит все эти характеристики, называется духовной мудростью. Именно она создает духовность.       

Духовное знание, как отличное от религии, свободно от предвзятого подхода. Оно проливает свет на природу сознания. Оно объединяет открытия истории, социологии, экономики, политики, биологии, психологии и других наук и интегрирует все знание в единое целое, для того чтобы дать человеку целостное видение  истины и опирающееся на это представление о личности. Это знание служит  объединяющей силой,  которая приводит к синтезу различных областей знания. Оно не приемлет ритуалы и обряды, которые лишены смысла, или если их действенность и полезность не может быть доказана. Оно объясняет взаимоотношения человека с  его Создателем. Оно стремится  придать такое направление всем наукам, искусству  и культуре, чтобы жизнь человека стала счастливой, чтобы он  смог  понять свою роль и играть её лучше и с большим удовлетворением.       

Духовность оспаривает теорию эволюции Дарвина, диалектический материализм Карла Маркса, тезисы Зигмунда Фрейда о бессознательном, об эго и алтер эго, о формах веры в Бога, а также другие догматы, выдвигаемые разными религиями. Она объясняет концепции и законы метафизики и вырабатывает такой кодекс поведения и такие духовные практики, которые улучшают характер человека, и  дает этическую основу жизни и всем отраслям знания. Духовность вдохновляет человека на то, чтобы он освободился от дурных привычек и, как следствие, освободился бы от страданий, а также вооружает его таким знанием и духовной силой, что он может удовлетворительно выполнять  свои общественные и семейные обязанности и в то же время совершенствоваться в мирском и трансцендентальном смысле.

Духовность изменяет уклончивую позицию человека,  его агрессивное или похотливое поведение и дает ему сильную волю, чистоту ума и интеллекта, контроль над своими желаниями и физическими органами. Она меняет акценты и вызывает количественный скачок в качестве и уровне сознания. Она делает его способным повернуться лицом к новой реальности и дает ему ощущение блаженства и божественного покоя. Практика духовной медитации делает жизнь человека свободной от напряжения и более эффективной. Она дает человеку спокойствие,  умиротворенность  и одновременно силы для решения жизненных проблем, способствуя развитию в его жизни  нравственных и общечеловеческих ценностей.      

Таким образом, духовность отличается от религии многими аспектами. Её призыв имеет универсальную природу. Она имеет сильный и полностью сформированный этический стержень. В ней есть все лучшее, что есть в религии, философии и науке. В ней содержится призыв даже к атеистам и к неверующим, и ее послание – это послание любви, доброты и чистоты.

Джагдиш Чандер Хассиджа (1929 - 2001)
главный официальный представитель и автор многих книг БКВДУ