Часть 1. Роль науки

Понимание своего "я" необходимо для открытия смысла жизни и цели нашего существования. Наука способна дать понимание природы, материи, но она не дает понимания "цели" этого бескрайнего мироздания. Пролить свет на эту цель — задача духовности. Следовательно, наука и духовность должны взаимно дополнять друг друга, ибо и та, и другая стремятся познать Истину. Работая в двух разных областях, двумя разными методами, они должны считаться взаимодополняющими, а не антагонистичными.  

За последние пять столетий, и в особенности последние 150 лет, наука прошла путь больший, чем за всю предшествующую историю человечества. На раннем этапе этого временного отрезка труды Коперника, Галилея, Ньютона и ученого-философа Декарта дали человечеству так называемое механистическое, или картезианское, мировоззрение. Позднее на мировосприятие людей, их образ жизни радикально повлияли (и продолжают влиять поныне) теория относительности, квантовая теория и теория строения атома, все углубляющееся понимание сущности генетического кода, функционирования нервной, эндокринной и иммунной систем организма человека, многочисленные открытия в области биологии, биохимии, геологии, астрономии, космологии, исследование Мирового океана, развитие электроники и др., что привело также к существенным изменениям в социальной сфере.      

Перемены в мировоззрении. Теории, выдвинутые за последние полтора столетия, значительно изменили взгляды людей на этот мир и природу, перевернули старое, механистическое, мировоззрение. Они освободили общество из паутины суеверий и заблуждений, нанесли серьезный удар по склонности человека к слепой вере, дали обществу научную методологию, научный подход.       

Прикладное использование научных знаний в области различных технологий принесло людям многочисленные блага в виде всевозможных приборов, устройств, систем для повседневного использования и развития. Вряд ли найдется такая сфера жизнедеятельности человека, на которую не подействовали бы благотворно наука и техника.

Разрыв между двумя типами прогресса. Однако в настоящее время все более осознается тот факт, что, несмотря на расширение горизонтов понимания сил и процессов, которые протекают в природе, прогресс в области понимания человеком своей собственной природы, процесса мышления, сущности эмоций, если вообще имел место, то был минимальным.       

Таким образом, сейчас наблюдается гораздо больший, чем ранее, разрыв между материальным прогрессом, с одной стороны, и духовно-нравственным прогрессом, с другой. Хотя возможности человека в строительстве, производстве пищевых продуктов, бытовой техники, обеспечении материального комфорта значительно возросли, его способность и воля к тому, чтобы творить добро своим ближним, не увеличились ни на йоту. Вот почему многие люди говорят сейчас о крайней необходимости духовного развития, параллельного научному прогрессу, которое пролило бы свет на понимание человеком своей сущности, своего сознательного "я", позволило бы правильно оценить место и роль человека в спектакле жизни, непрерывно идущем на всемирной сцене, облагородило и обогатило бы его эмоции.       

По сути дела, именно из-за отставания в духовном развитии, из-за дефицита возвышенных и богатых чувств — любви, доброты, душевности и т.п. — лишь очень немногие из достижений науки смогли принести человечеству благо. Свыше 50% населения Земли, живет за чертой бедности по любым стандартам и лишено возможности пользоваться практически всеми плодами науки и техники, в том числе и для удовлетворения основных жизненных потребностей. Это еще более усиливает необходимость в том, чтобы духовный прогресс шел в ногу с прогрессом научно-техническим.      

Некоторые из "плюсов" и "минусов" науки. Впечатляющий прорыв практически по всем направлениям развития науки привел человека к представлению о том, что научные методы способны обеспечить нас информацией по всем без исключения сторонам жизни. Миллионы людей в современном мире привычно принимают за чистую монету все, что предлагается им со ссылкой на науку. Они уверены, что наука все знает и почти все может. Однако в настоящее время все большее число самих ученых приходит к осознанию того, что у науки есть определенные пределы возможного и что по-прежнему существуют огромные области непознанного ею.       

В академических кругах часто доводится слышать ссылки ученых и философов на принцип Гейзенберга, или принцип неопределенности, в подтверждение того, что наука способна к познанию сути вещей лишь до некой границы, ведь само наличие наблюдателя и средств наблюдения и измерения порождает "неопределенность" результата. Кроме того, в настоящее время существует, в частности, гипотеза, согласно которой природа субатомарных частиц такова, что не все их характеристики могут быть оценены одновременно, что существует некая неопределенность в самом процессе познания сути вещей посредством научных методов.      

Сознается и то, что жизнь в ее высших проявлениях также недоступна научному анализу, ибо эти проявления невозможно ради эксперимента изолировать и подвергнуть наблюдению без изменения самого объекта исследования. Так, мы не можем ради изучения изолировать человека от социальной и физической среды его жизнедеятельности.      

Наука внесла существенные изменения в мировоззрение людей: во-первых, принцип неопределенности, во-вторых, безоговорочная вера людей во все то, что им предлагается сейчас со ссылкой на науку, и, в-третьих, склонность к обладанию материальными вещами, предметами комфорта, — можно заключить, что, нанеся сокрушительный удар по суевериям и заблуждениям прошлого, наука породила вместе с этим чрезмерную уверенность человека в ее силах, а также новую разновидность слепой веры — слепую веру миллионов обывателей в ее достижения. С другой стороны, она посеяла в сознании многих гипертрофированный скептицизм, подозрительность и сомнение. Она привила человеку склонность ко все более активному потреблению материальных вещей и достижений науки, в результате чего человек стал чрезмерно зависимым от них, изнеженным, более материалистичным и экстравертным.       

Следовательно, назрела необходимость в том, чтобы освободить науку от суеверия, слепой веры, догматизма и создать здоровый баланс Разума и Веры во внутреннем мире человека. Необходима такая духовная мудрость, которая предоставила бы человеку возможность непосредственного восприятия Истины и дополнила бы собой научную методологию, ибо, как стало сейчас очевидным, силы Материи на субатомарном уровне, а также Жизнь в ее высших проявлениях, то есть те стороны реальности, которые недоступны даже "вооруженному" глазу, не могут быть познаны исключительно научными методами.